— 20 мая, 2024 —
 
Новый кризис

Перевод казахского на латиницу: что это было

Так, западными СМИ, а также многими российскими “экспертами” новость была истолкована исключительно как “уход Казахстана из “Русского Мира”

Как уже известно всем,президент Казахстана объявилфорсированный переход казахского языкана латинский алфавит. Это заявлениедало моментальный и очень широкийрезонанс, выходящий далеко за пределыказахстанского информационного поля.

Отреагировали сразу ивсе местные, и российские, и западныеСМИ. Как и сами граждане РК и не толькопосредством социальных сетей. Представитьсебе такую реакцию даже не на событие,а на заявление лет хотя бы пять назадпросто невозможно. При всех аргументахв пользу того, что заявление это весьмаполитическое и очень даже медийное, оновсё-таки главным образом внутреннее. Изатраты, и результаты этого решения(которого пока формально нет) Казахстанпонесёт и получит всё-таки самостоятельно.

...Это иллюстрацияуже набившего всем оскомину, но вполнеактуального факта: “информационная”и объективная реальность пересекаютсявсё реже. Основная причина - вовлечение всё большей долинаселения планеты в формирование“информационной реальности”, естественно,с пропорционально снижающейся четкостьюизображения.

Так, западными СМИ, атакже многими российскими “экспертами”новость была истолкована исключительнокак “уход Казахстана из “РусскогоМира”. Причем тональность была, конечно,разной - от откровенной радости до“караула”. Но в оценках разные стороныбольшого информационного противостоянияна редкость сошлись. Это к тому, что какойбы смысл ни вкладывал автор в заявление,жить придется именно с тем, как егоистолкуют. Полагать, что президент РКне знает об этом - означает совсем ничегоне знать о главе Казахстана.

Что касается самойсхемы принятия и исполнения внутреннихрешений в Казахстане, то она остаетсядолгие годы стабильной и неизменной.Любое хоть сколько-нибудь значительноесобытие в РК проходит следующие стадии.Инициатива “снизу” - общественныйрезонанс (какой бы ни был) - объявлениео необходимости “посоветоваться снародом” - объявление о том, что событиебудет отложено/растянуто/проведенострого по закону - тишина и переключениевнимание на “звездные/коррупционныескандалы” - и, внимание, внезапное иускоренное осуществление задуманного.И главное - сам процесс формальногопринятия решения и приведения его висполнение всегда проходит очень тихо,буднично и даже без тени последствий,так бурно обсуждавшихся в ходе этапов№№ 2 и 3 (общественная дискуссия идоработка инициативы согласно “воленарода”). Ну сравните хотя бы с недавнейконституционной реформой, о которой мыписали.

Какова была реакция вказахстанском обществе, мы вряд ликогда-нибудь узнаем. Потому чтосреднестатистическому казахстанцунемного некогда заниматься обсуждениемтого, что непонятно как поможет ему врешении ежедневных задач и проблем. Аесли и доставит новых трудностей, то он- человек привычный. К тому же он неочень-то представлен в фейсбуке, вотличии от узкой категории граждан,склонной выдавать себя за весь народ,а свои представления(весьма пестрые ине всегда согласованные между собой) -за народные чаяния. Уж они-то представленыв информационной среде полностью и дажеиногда влияют на некоторых представителейбольшинства, но несильно и ненадолго.

Что касается реакциигенераторов и потребителей казахстанскогоинформационного поля, то тут всё оченьярко, на первый взгляд весьма свежо иживо, а при пристальном рассмотрении -как говорится в тройной цитате, “Скучно,девушки”. В том смысле, что все осталисьпри своих. Президент сразу же послезаявления подчеркнул,что никакого политического подтекстаискать не нужно и ни на какие достигнутыеранее договоренности и приоритеты(включая внешнеполитические) переходна латиницу не повлияет. Парламентариидежурно исполнилипартию бэк-вокала: один отметил важностьпродуманной и постепенной реализацииэтой сверхсвоевременной инициативы, адругой, как положено, помянулрепрессированных тоталитарнымгосударством предков. Тотсамый парадоксальный классполуоппозиционеров-полугосслужащих,сложившийся из недавних “западников”и “патриотов националистическоготолка, ликует, хотя и не очень искренне- больше назло тем, кто раньше злорадствовалпо поводу откладывания латинизации вдолгий ящик. Противники латинизации -еще более пёстрая категория - предсказуемовысказались против. Иногда даже пользуясьрациональными аргументами, вроде “накакие средства” или “разве нет другихпроблем”. Но если этим аргументам невняли тогда, то с чего вдруг они должныбыть услышаны сейчас, когда решение ужепринято и подхвачено. Если и есть у этогособытия хоть какое-то внятное значение,то это просто еще одна, довольно грубая(какие сейчас и требуются) линия расколаказахстанского общества. Новый, болееупрощенный индикатор политических имировоззренческих пристрастий.

По самому содержаниювопроса. Кратко, ибо информации винтернете - с избытком. Начнем с того,что да, с 1929 года по 1940 все тюркские (идалеко не только они) народы СССРпользовались латинским алфавитом(инициатива тов. Луначарского на фонеуспешного опыта М.Кемаля в Турции). А сразвалом СССР латиница очень быстробыла введена в Азербайджане, Узбекистане,Туркменистане и Молдавии (даже до 1991года). Казахстан и Кыргызстан осталисьпри полностью удовлетворяющей потребностикириллице, что сейчас подается каквременная сознательная мера поконсолидации молодого общества молодойстраны.

Впервые в Казахстанезаговорили о переходе на латинскиебуквы еще в начале 2000-х. С самого началалатинизация рассматривалась только вконтексте развития казахского языка,как одного из основных факторов казахскойгосударственности. В 2007 году Комитетпо науке Министерства образования инауки РК даже составил аналитическуюсправку с опорой на статистическиепоказатели 2005 года. Там рассчитали, чтополноценный переход на латинский алфавитбудет стоить “всего-то” около 36 млрд.тенге и займет каких-то 2-3 года. О том,насколько эта цифра объективна, можноспорить, но ссылка на расчеты дана - этополе для субъективных оценок. Однакодаже самый внимательный читатель ненайдет там прогнозов по размеруэкономической выгоды от внедрениялатиницы, даже косвенного. Да и объемрасходов никто на “коэффициент коррупции”не умножал.

Дискуссия нарасталавесьма слабо в силу разных причин. Витоге она была заслонена основнымвопросом - укреплением статуса казахскогоязыка, переводом государственногодокументооборота на государственныйязык и балансирующими мерами в отношениирусского языка. Не следует забыватьтакже, что все эти события происходилина фоне первой волны мирового финансовогокризиса, резко выразившегося не толькона реальном положении в экономикестраны, но и на настроениях всех еесубъектов. В общем, в 2011 году была принятапрограммаразвития казахского языка и впервыеупомянута концепция "трехъязычия".А в 2012 году президент объявил. что вопросо переходе на латинский алфавит - важный,но немножко несвоевременный, а посемупереход на латиницу откладывается до2025 года.

С тех пор в реальнойязыковой политике мало что изменилось.Реклама стала обязательно двуязычной.На смартфонах появилась удобная казахскаяраскладка. Общество редко возвращалоськ теме языка самостоятельно и иногдакосвенно касалось этого вопроса в ходеобсуждения какой-нибудь отдаленносвязанной темы. Все больше стращалитрехъязычием - в основном пугалисьродители школьников младших классов.Ну а главное - были выделены колоссальныеденьги на развитие языка, которых подоброй традиции были освоены по целевымнаправлениям и.. и всё. Доля граждан,владеющих государственным языкомприрастает только за счет совершеннолетиядетей из и без того казахскоязычныхсемей. А степень владения казахскимязыком тех, кто им не владел - в лучшемслучае остается на том же уровне. ПравдаМинистр культуры РК недавно доложил,что 80% казахстанцев овладели государственнымязыком вполне. Но вы посмотрите ссылкуна программу развития от 2011 года выше- там просто в планах было к 2017 году, чтоб80% овладели.

В общественной дискуссиипо этому вопросу, точнее, в том цирке,который ею зовется, также все годысохранялся своеобразный “паритетнепонимания”: противники и сторонникине только латинизации, но и вообщенационально-ориентированного вектораразвития страны опираются на разныемировоззренческие платформы и объединяютсятолько плюс-минус едиными бытовымипотребностями. Сейчас сторонникиперехода к латинскому алфавиту ещеменьше склонны к рациональным аргументам,чем в 2007 году. Учитывая, что сегодняэкономическая ситуация еще более“специфическая”, их можно понять. Дажепри демонстративном пренебреженииформальной логикой, принятом в современномказахстанском обществе, доказатьэкономическую целесообразность этойвеселой затеи будет довольно трудно,может поэтому все - от самого верха и досамого низа(во всех смыслах низа) -фокусируются на общих бездоказательныхфразах (вроде “сделает казахский языкоткрытым миру, технологиям и вообще”)или идеологических установках а-ля 1991(вроде “кириллица ассоциируется сколониальным прошлым и не была выборомказахов, а лишь навязанной тоталитарнымгосударством необходимостью”).

А реальная жизнь всёэто время была наполнена несколькимисущественными девальвациями национальнойвалюты, скандалами в банковской иаграрной сфере, терактами, тревогой запенсионные накопления, коррупционнымискандалами и множеством других реальноощутимых экономических и социальныхпроблем. Буквально под занавес 2016 годанаметились и экономические и политическиепредпосылки для выправления ситуациии начало 2017 года ознаменовалось новымивызовами, которые должны были сплотитьказахстанское общество и даже довольноскоро привести его обратно на путьразвития и улучшения жизненных кондиций.Усилилась и изменилась роль РК в будущемЕАЭС, как и общий потенциал и перспективысамого ЕАЭС. И сразу же начали трещатьего самые разнообразные швы. Есть точказрения, что недавние разногласия междуРФ и РБ как раз об этом. Есть даже мнение,что существенное сближение РК и РФ будетвовсю компенсироваться расширениемсотрудничества РК с НАТО, ЕС и США, атакже - куда без него - повышениемтемпературы братской любви в рамкахТюркского мира. Чем считать сегодняшнююновость - пока не понятно.

Вот казахский вариантнеув. М.Ходорковского - равно неув.М.Аблязов считает, что это нас опятьотвлекают от очередной девальвациинациональной валюты. Но правило “каждыйрассуждает в силу собственных наклонностейи моральных прерогатив” никто неотменял, поэтому посмотрим.

Есть большая вероятность,что реализация этого прорывного замыслапримет не те формы, которых так опасаютсяили ждут будущие участники и наблюдателиэтого процесса. А если учесть эффективностьисполнительных органов в реализациибюджетных программ(озадачьте поисковикв духе “Казахстан-2030” , “Казахстан-2050”,“ГПФИИР” и так далее), то и вообщепонятно, что переживать рано. Хотяпроблема с важностью всегда одна и таже - недооценивать тоже нельзя.